вторник, 29 сентября 2015 г.

Приятный глазу. Подготовка текста к электронной публикации.

После двухмесячного перерыва возвращаемся к нашим очеркам по опыту самиздата.
Итак, пробежимся ещё раз по получившемуся результату. У вас есть текст в электронном виде, правильно сформатированный (смотрите очерк про рабочие инструменты), вычитанный, проверенный, приглаженный и причёсанный. Точка. Вы готовы явить миру своё творение. Какой шаг следующий?
Первое, что мы советуем вам сделать – сохраните ваш финальный файл в максимальном количестве мест. Помимо вашего рабочего компьютера поместите копию на любой другой физический носитель – второй компьютер, планшет, сетевое хранилище, облачный сервис. Во все места, куда вы складывали резервные копии в процессе работы. Если есть возможность, запишите файл на оптический диск (CD или DVD) и обязательно финализируйте диск. То есть сделайте невозможным любое его дополнение и изменение в дальнейшем. Положите этот диск в надёжный футляр и уберите в спокойное место.
Ради чего вся эта суета, спросите вы? Да так, на всякий случай. Мало ли, вдруг вам случайно удалось написать шедевр, который станет международным феноменом? Тогда непременно из какой-нибудь замшелой дыры вылезет субъект, который будет утверждать, что всю вашу историю на самом деле придумал он, а вы её у него бесстыдно похитили, применив технологию удалённого зондирования мозга. Тогда ваш диск с намертво закреплённой датой записи может оказаться очень полезным аргументом. Ну, или вдруг лет пять спустя вашу работу раскопает пытливый литагент и захочет предложить вам контракт на публикацию. А вы к тому времени пять раз сменили рабочий компьютер. Вот тогда аккуратно сложенные в разных местах копии текста здорово пригодятся.

Если предыдущий совет вам кажется слишком забавным, не спешите хихикать. Поверьте, не бывает чрезмерной заботы об юридических обоснованиях. Тем более в нашей стране.
Далее вам нужно будет конвертировать текст в электронные форматы для чтения. Нет, конечно, можно раздавать его в формате DOC (DOCX), но это неразумно. Во-первых, не все устройства его поддерживают. Во–вторых, кто мешает тогда любому другому человеку взять ваш файл, заменить в нём фамилию автора и присвоить себе все права? Оно вам нужно?
Существует несколько форматов распространения текстов в электронном формате. Так, ведущий российский магазин «ЛитРес» предлагает, как правило, 12 штук на выбор. На самом деле, вам их понадобится гораздо меньше. В обязательном наборе – ePub, mobi, fb2, PDF. Если коротко, то первый из них – это фактически международный стандарт, mobi – формат книг для популярных читалок Kindle (Amazon), fb2 – разработан на постсоветском пространстве, из-за чего практически неизвестен на Западе, но по умолчанию встроен в большинство русифицированных устройств для чтения. PDF же применяется для чтения с экрана монитора – в компьютерах, ноутбуках и некоторых планшетах.
Конвертировать текст в PDF проще всего. Опция сохранения в этом формате по умолчанию присутствует в пакетах Microsoft Office, начиная с версии 2010 года, а для Worda 2007 есть бесплатный плагин, который можно найти в интернете. Два дополнительных совета. Первый: обязательно при сохранении в параметрах задайте формирование закладок, опираясь на заголовки в вашем тексте – так вы создадите оглавление. Второй: сделайте 2 версии PDF – с размером страницы А4 и А5. Страницы меньшего размера гораздо удобнее читать на планшетах.
Оставшиеся три собственно мобильных формата проще всего создать из исходного файла Word с помощью бесплатной программы Calibre, о которой мы упоминали в очерке про рабочие инструменты (скачать можно с http://calibre-ebook.com). Там всё просто, после нескольких попыток разберётся даже ребёнок.
Вот собственно и всё. Или нет? Ах, чёрт возьми! Мы действительно забыли об очень важной вещи – об упаковке. А именно – об аннотации и обложке. В следующий раз поговорим о них.


Комментариев нет:

Отправить комментарий