После двухмесячного перерыва
возвращаемся к нашим очеркам по опыту самиздата.
Итак, пробежимся ещё раз по
получившемуся результату. У вас есть текст в электронном виде, правильно сформатированный
(смотрите очерк про рабочие инструменты), вычитанный, проверенный, приглаженный
и причёсанный. Точка. Вы готовы явить миру своё творение. Какой шаг следующий?
Первое, что мы советуем вам
сделать – сохраните ваш финальный файл в максимальном количестве мест. Помимо
вашего рабочего компьютера поместите копию на любой другой физический носитель –
второй компьютер, планшет, сетевое хранилище, облачный сервис. Во все места,
куда вы складывали резервные копии в процессе работы. Если есть возможность,
запишите файл на оптический диск (CD или
DVD) и обязательно
финализируйте диск. То есть сделайте невозможным любое его дополнение и
изменение в дальнейшем. Положите этот диск в надёжный футляр и уберите в
спокойное место.
Ради чего вся эта суета, спросите
вы? Да так, на всякий случай. Мало ли, вдруг вам случайно удалось написать
шедевр, который станет международным феноменом? Тогда непременно из
какой-нибудь замшелой дыры вылезет субъект, который будет утверждать, что всю
вашу историю на самом деле придумал он, а вы её у него бесстыдно похитили,
применив технологию удалённого зондирования мозга. Тогда ваш диск с намертво
закреплённой датой записи может оказаться очень полезным аргументом. Ну, или
вдруг лет пять спустя вашу работу раскопает пытливый литагент и захочет
предложить вам контракт на публикацию. А вы к тому времени пять раз сменили
рабочий компьютер. Вот тогда аккуратно сложенные в разных местах копии текста здорово пригодятся.
Если предыдущий совет вам кажется
слишком забавным, не спешите хихикать. Поверьте, не бывает чрезмерной заботы об
юридических обоснованиях. Тем более в нашей стране.
Далее вам нужно будет
конвертировать текст в электронные форматы для чтения. Нет, конечно, можно
раздавать его в формате DOC (DOCX), но это неразумно. Во-первых, не все устройства его
поддерживают. Во–вторых, кто мешает тогда любому другому человеку взять ваш
файл, заменить в нём фамилию автора и присвоить себе все права? Оно вам нужно?
Существует несколько форматов
распространения текстов в электронном формате. Так, ведущий российский магазин «ЛитРес»
предлагает, как правило, 12 штук на выбор. На самом деле, вам их понадобится
гораздо меньше. В обязательном наборе – ePub, mobi, fb2, PDF. Если коротко, то первый из них – это фактически
международный стандарт, mobi – формат
книг для популярных читалок Kindle (Amazon), fb2 – разработан на постсоветском пространстве, из-за
чего практически неизвестен на Западе, но по умолчанию встроен в большинство
русифицированных устройств для чтения. PDF же
применяется для чтения с экрана монитора – в компьютерах, ноутбуках и некоторых
планшетах.
Конвертировать текст в PDF проще
всего. Опция сохранения в этом формате по умолчанию присутствует в пакетах Microsoft Office, начиная с версии 2010 года, а для Word’a 2007 есть бесплатный плагин, который можно найти в
интернете. Два дополнительных совета. Первый: обязательно при сохранении в
параметрах задайте формирование закладок, опираясь на заголовки в вашем тексте –
так вы создадите оглавление. Второй: сделайте 2 версии PDF – с
размером страницы А4 и А5. Страницы меньшего размера гораздо удобнее читать на
планшетах.
Оставшиеся три собственно
мобильных формата проще всего создать из исходного файла Word с
помощью бесплатной программы Calibre, о которой мы упоминали в очерке про рабочие
инструменты (скачать можно с http://calibre-ebook.com). Там всё просто, после нескольких попыток разберётся
даже ребёнок.
Вот собственно и всё. Или нет? Ах, чёрт возьми! Мы действительно забыли
об очень важной вещи – об упаковке. А именно – об аннотации и обложке. В
следующий раз поговорим о них.
Комментариев нет:
Отправить комментарий